С Всеволодом Шиловским мы дружим уже 65 лет. В послевоенный год вместе пошли в первый класс под буквой «3». Вместе вступили в октябрята, вместе ездили в пионерлагерь, занимались в одной драмстудии Сталинского дома пионеров у гениального педагога Н.П. Баженова, работали педагогами и физкультурниками в пионерлагере «Чайка». Поэтому с молчаливого разрешения читателей «Столетника» буду обращаться к своему герою на «ты».
- Сева, ты сыграл в полтора раза больше ролей, чем тебе сегодня лет. Все они абсолютно разные - и по характеру, и по социальному статусу. Это везение или стремление к разноплановости? - Когда служил во МХАТе, в кино принципиально не снимался: для меня существовал один храм - МХАТ. А в кино я буквально ворвался в сорок два года уже после гибели МХАТа. С самого начала я не дал поставить на себе клеймо «амплуа»: злодей, бомж, любовник, старик. Меня сразу же заинтересовали персонажи, которых я не играл в театре. Горжусь, что за тридцать лет активного «сотрудничества» с кинематографом успел достаточно проявить себя и тем, что ко мне не пристала маска: я и Наполеон, и алкаш забубённый - приятель Олега Янковского в комедии «Влюблен по собственному желанию», и несчастный влюбленный - безнадежно вздыхающий по «Любимой женщине механика Гаврилова», и жуткий папа из «Интердевочки», и фартовый морячок - бывший ухажер из «Военно-полевого романа», и подлый Кадрус из «Узника замка Иф», и директор в «Смиренном кладбище» - мафиози, держащий в ежовых рукавицах «гробокопателей», и двуличный полковник КГБ, когда-то завербовавший героиню «Высшего класса». Мне помогает навязчивая идея везде быть разным! Но, видимо, где-то есть во мне и «вождизм». Американцы звали сыграть Горбачева в фильме о Чернобыле, но не сложились обстоятельства. А во Франции я все же снялся по предложению самих французов в роли Горбачева. В Азербайджане сыграл Горбачева в двухсерийной картине «Гейдар Алиев». В СССР меня трижды приглашали на роль Ленина, потом на роль Кромвеля, но здесь я отказывался сам. Зато в своем фильме «Избранник судьбы» сыграл Наполеона. - Да, «вождизм» в тебе просматривался с детства. И авторитет тоже был всегда. Не зря к тебе, очень молодому человеку, прислушивались ученики Станиславского - Алла Тарасова, Алексей Грибов, Ангелина Степанова и даже не допускавший к себе никого Михаил Яншин. Чему тебя научили «великие старики»? - Ты знаешь, кем были для меня эти люди? Богами! Я буквально молился на них. Я был свидетелем, как создавался спектакль'«Соло для часов с боем». Состав был фантастический: Алексей Грибов, Михаил Яншин, Марк Прудкин, Ольга Андровская, Виктор Станицын... Все они были уже в возрасте. Эти невероятные люди могли работать только тогда, когда верили в то, что они делают. У них я учился мужеству, преданности театру и уважению к зрителю: «Вышел на сцену - будь добр сыграть так, как будто играешь последний раз в жизни...» Когда заболела Ольга Андровекая, на спектакль ее привозили из ракового корпуса. Одевали, гримировали, и она выходила на сцену, при этом терпя дикие боли. Зрители даже не подозревали, что она неизлечимо больна. В спектакле «Будни и праздники» я играл роль корреспондента - полного идиота. Моя сцена шла под сплошные аплодисменты. И вдруг во время одного спектакля у меня случился сердечный приступ: прямо во время действия перехватило дыхание, слезы, боль дикая. И народный артист, великолепный Владимир Муравьев (мы его звали «дядя Володя»), сам страдавший от сердечной недостаточности, моментально понял мое состояние и стал произносить текст за себя и за меня. «Катенька, можно вас на минуточку, - сказал он как бы между прочим Ирине Мирошниченко. - Принесите что-нибудь от сердца. Такое впечатление, что корреспонденту плохо». Она тоже все поняла и тут же принесла нитроглицерин. Сердце чуть-чуть отпустило, но говорить я все равно ничего не мог. «Дядя Володя» довел сцену до конца, отошел в кулису: «Дайте занавес». Дали занавес. Меня подхватили на руки. Положили на кушетку. Врачи сделали укол. Отошло. Спектакль продолжался... - Ты говорил, что мхатовские «старики» научили тебя мужеству и настойчивости в деле достижения цели. Как это было в жизни? - Моя молодость мне часто мешала. Соперников я не имел, но завистники в режиссерской работе были. Все мои постановки пробивались с большим трудом. Самым тяжелым, наверное, был спектакль «Сладкоголосая птица юности» с великой Ангелиной Степановой. Заключались эти трудности в подковерных интригах: мне не давали сцену для репетиций, подговорили художника и композитора, чтобы они отказались от работы со мной. Тогда Степанова пришла к главному режиссеру МХАТа Ефремову и сказала ему: «Олег, ты знаешь, мне 71 год. Так вот, или мы завтра выходим на сцену, которая свободна. И ты об этом прекрасно знаешь. Или будет большой скандал...» Иметь Степанову среди своих недругов Ефремову не хотелось. И через день мы вышли на сцену. Сдача и премьера состоялись в последний день сезона. Спектакль имел колоссальный успех - все последующие десять лет были аншлаги. - Работая с такими корифеями, ты, наверное, сформировал и свою собственную позицию? - В чем я твердо уверен, так это в том, что каждый человек может и должен иметь свою позицию - и не преда вать себя. Я всегда боролся и борюсь до последнего патрона - за единство МХАТа, например. Убежден: не может быть двух МХАТов, как не может быть двух соборов Василия Блаженного. Не получилось - ушел в никуда. Но Бог - а я человек верующий - после того, как уничтожили МХАТ - уникальное произведение человечества, дал мне вторую жизнь - в кинематографе. И я начал новый раунд. - Откуда появились деньги на кино, если не секрет? - Не секрет. Находил добрых людей, которые мне верили и давали деньги под честное слово. У многих крупных художников и сегодня нет средств. Поэтому настоящее кино сейчас мало кто снимает. Это непостижимо: талантливейшие актеры и режиссеры простаивают, многие живут впроголодь! А фильмы снимают все кому не лень - парикмахеры, милиционеры. Искусство гибнет на глазах, исчезает наше главное достояние - великие российские таланты. «Звезду» ведь надо растить, а у нас ее лишь унижают. Вы можете представить себе, что Брюс Уиллис - народный артист Калифорнии? Бред! Его там оценивают уважением и деньгами. А у нас здесь -званиями и дипломами. В таких условиях многие, даже очень хорошие актеры и режиссеры теряют собственное «я». - Но ты ведь не из таких? - Стараюсь держаться и быть примером для своих сыновей - Ильи и Павла, внучек - Аглаи, Дарьи и теперь сорванца Мишки. Человеческого достоинства не уроню никогда. Однажды был такой случай. Во время съемок фильма «Николо Паганини» в Москве по дороге на Ленинградский вокзал я сломал ногу. Она распухла и почернела, но я все-таки решил ехать в Питер. Сосед по купе оказался «большим» человеком - вызвал через радиосвязь начальника поезда, и когда мы подъехали, на перроне уже ждала неотложка. Вместо съемок меня повезли в больницу, где наложили гипс и дали на прокат костыли. Несмотря на гипс, я не позволил останавливать съемку, отбрасывал костыли и танцевал на одной ноге. Однажды наша ленфильмовская машина припарковалась на личной автостоянке Романова - члена Политбюро ЦК КПСС. Тут же появились крутолобые мальчики: «Вон отсюда!» Объяснил, что я артист. Сейчас, мол, высадимся, и машина уедет. А те в крик: «Вон отсюда!» - и пошли на меня с кулаками. Я с костылями тоже пошел в наступление. В результате они разбежались, потому что когда я в ярости, дотронуться до меня невозможно. Потом сказал им: «Или сейчас же извинитесь, или вы срываете съемку и будете отвечать перед „Ленфильмом", потому что я в кадр не войду!» Сидел два часа и ждал, пока они решали, извиняться или нет. Извинились. Оказывается, можно за свое достоинство иногда побороться. - И все же, как ты выжил в постсоветское время? - После пребывания в реанимации выживал в прямом смысле. Ездил в Америку, где полностью - первым из русских режиссеров - снял фильм-детектив «Приговор» с участием настоящих звезд театра и кино. В Штатах фильм был принят на «ура». Да и на российском «Кинотавре» ленту купили многие. А вот критика попыталась на мне «поплясать» вволю. Но зритель расставил все по своим местам: в прокате фильм имел большой успех. - И до сих пор ты предан своему делу. Отдыхать-то иногда удается? - Когда выбираюсь на природу - отключаюсь от всего. Я не охотник, не рыбак, не грибник. Парадокс, но при всей моей работоспособности иногда говорят, что я ленивый человек. Я когда отдыхаю, ничего не хочу делать. Да и не умею я отдыхать. Неделя - это уже перебор. Дальше начинаю звереть. Видимо, это просто отсутствие культуры отдыха. Так что здесь я никому в пример не гожусь. На даче такая тишина, покой... Отдыхай себе на здоровье. Но не получается: столько планов, день расписан буквально по минутам: роли, съемки, монтажи, педагогическая работа. - О чем ты думаешь накануне своего дня рождения? - Сожалею, что жизнь коротка! И поэтому работаю по пятнадцать - семнадцать часов в сутки, не осознавая, что такое возраст. И, тьфу-тьфу-тьфу, пока у меня все функционирует нормально. - Дай Бог, чтобы так продолжалось как можно дольше! Беседовал Анатолий ЮСИН
Зевок – рефлекс, охлаждающий мозг
Однако кажутся правдоподобными только два объяснения, по крайней мере, они подтвердили свою жизнеспособность после экспериментальных испытаний.Первой из них является теория, согласно которой смачный ...
Хайди Клум на вечеринке сняла с себя нижнее белье
Супермодель Хайди Клум отличилась откровенным поступком на благотворительной вечеринке Элтона Джона. Хайди отличилась эксцентричной выходкой / liveinternet.ru Хайди публично сняла с себя нижнее белье!
На "танцующем" мосту в Волгограде не нашли повреждений
Комиссия по расследованию причин аномальных колебаний моста через Волгу пришла к выводу, что сооружение полностью пригодно к использованию и находится в идеальном состоянии
МБРР – Росгидромет. Отношения на $60 миллионов
Есть все основания полагать, что идея улучшения качества работы Росгидромета близка к воплощению в жизнь. Теоретически она воплотилась в проекте, предусматривающем модернизацию и перевооружение всех с ...