» Цена «нефтяных» предложений ФАС – ущерб государству и потребителям
Опубликовано: 16 мая 2014
Инициатива Федеральной антимонопольной службы по облегчению подключения мини-НПЗ с низкой глубиной переработки нефти, так называемых «самоваров», к системе магистральных нефтепроводов чревата ущербом для государства и негативными последствиями уже в начале следующего года. Как утверждают эксперты, произойдет масштабное замещение качественного топлива суррогатами и появится дефицит топлива с неизбежным ростом цен.
Антимонопольное ведомство активно продвигает упрощение процедуры подключения мини-НПЗ к магистральным нефтепроводам. Якобы такие изменения не только уберут «лишние» административные барьеры, но и принесут в бюджет дополнительные средства. По мнению экспертов и участников топливного рынка, последствия будут совершенно иными. Они ударят не только по нефтетранспортной отрасли, но и по карманам потребителей. Причем не только автовладельцев.
Виновником негативных последствий эксперты называют предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) изменить Правила подключения к нефтепроводам, которые станут выгодными только владельцам мини-НПЗ. Крупные НПЗ держат цены на бензин за счет высоких экспортных цен на мазут, а если стоимость мазута снизится из-за роста предложения со стороны «самоваров», то бензин взлетит в цене. Повышение расходов затронет не только автовладельцев, но и скажется на экономической ситуации в России, так как стоимость топлива заложена в стоимость всех товаров и напрямую влияет на рост инфляции.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба предлагает исключить из Правил подключения НПЗ наличие договоров с добывающими компаниями на гарантированную поставку сырья в течение трех лет с момента ввода НПЗ в эксплуатацию, а также включение завода в реестр Минэнерго. По мнению нефтедобывающих компаний, действующий сейчас порядок взаимодействия НПЗ с Минэнерго и «Транснефтью» является оптимальным для обеспечения открытости хозяйственной деятельности заводов.
Между тем существующие ограничения экспертами считаются необходимыми и оправданными. Так, например, в официальном письме, адресованном ФАС, от имени президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова говорится: «Подключение вновь построенных НПЗ должно производиться в соответствии с реалиями функционирования и развития ТЭК России». А с учетом реалий наоборот надо подумать об ужесточении требований к новым НПЗ. Например, предприятие должно обладать и мощностями по вторичным процессам переработки помимо наличия трехлетних контрактов на момент его пуска.
ФАС утверждает, что изменение Правил служит развитию конкуренции и в итоге снижению цен на топливо. Эксперты и нефтяники не согласны и с этим мнением. Зампред правления «Газпром нефти» Анатолий Чернер говорит: - Мощности переработки в РФ избыточны и нет необходимости стимулировать их расширение – часть продуктов (дизтопливо, мазут) уже не находят места на рынке и в большом количестве экспортируются, а в результате модернизации отрасли прогнозируется избыток и по другим продуктам (автобензин, авиакеросин).
Получив доступ к трубе, мини-НПЗ станут поставлять еще больше низкокачественных продуктов на экспорт, чем они в основном сейчас и занимаются, уверены эксперты.
Статистика тому лучшее подтверждение. На сегодняшний день лицензии на переработку нефти имеют 305 НПЗ. При этом в реестр Минэнерго включены только 64 предприятия! На каком сырье работают еще 241-го оставшихся, неизвестно. Зато, например, ежегодно «Транснефть» выявляет до 200 несанкционированных врезок в трубопроводы. Значит инициатива ФАС приведет к росту числа врезок!!!
И с этим согласны крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Стоит отметить, что подавляющее число российских мини-НПЗ не могут производить высококачественное моторное топливо. Глубина переработки на них не превышает 50%.
Мнимые надежды антимонопольщиков, аргументирующих этим свои инициативы, на перепрофилирование «самоваров» в современные нефтеперерабатывающие предприятия с глубиной переработки не ниже 70% не имеют под собой оснований. Стоимость инвестиций для строительства такого завода составляет около $1 млрд на каждый миллион тонн мощности по сырью. У мини-НПЗ, не входящих в структуру ВИНК, таких средств нет и не будет. «Самовары» предпочтут работать по отлаженной схеме - «портить» нефть, чтобы под видом мазута поставлять ее на экспорт.
Странные инициативы Федеральной антимонопольной службы чреваты тем, что они приведут к удорожанию топлива и появлению на рынке низкокачественного бензина. Более того, государству и бюджету будет нанесен ущерб из-за строительства ненужных нефтепроводов и усиления криминализации нефтяной отрасли, статистика по которой за последние годы и так не радует ни нефтяников, ни государство и правоохранительные органы.
Киркоров и Басков устроили очередной скандал
О взаимной неприязни российского короля поп-музыки Филиппа Киркорова и золотого голоса России Николая Баскова не писал разве что ленивый. На днях между ними разразился новый скандал.
В Коми опрокинулся «Урал» с людьми
В Сосногорском районе республики Коми произошло ДТП. Водитель ГАЗ-32841 («вахтовка») вез людей из селения Малая Пера в Сосногорск. Недалеко от промбазы КС-9 на гололеде водитель не справился с управле ...
Духовное единство или просто любимый
Еще недавно считалось: женщине достаточно, чтобы ее любили. Сейчас все ищут не больше, не меньше - родственную душу. Но это только на экране здорово, реалии жизни таковы, что искать эту родственную ду ...
Таблетки от туберкулеза взяли себе на вооружение догхантеры
Несколько десятков жителей столицы собрались в воскресенье в центре Москвы, в руках у людей были фотографии животных. Так горожане решили привлечь внимание общественности и властей города в частности ...