» Цена «нефтяных» предложений ФАС – ущерб государству и потребителям
Опубликовано: 16 мая 2014
Инициатива Федеральной антимонопольной службы по облегчению подключения мини-НПЗ с низкой глубиной переработки нефти, так называемых «самоваров», к системе магистральных нефтепроводов чревата ущербом для государства и негативными последствиями уже в начале следующего года. Как утверждают эксперты, произойдет масштабное замещение качественного топлива суррогатами и появится дефицит топлива с неизбежным ростом цен.
Антимонопольное ведомство активно продвигает упрощение процедуры подключения мини-НПЗ к магистральным нефтепроводам. Якобы такие изменения не только уберут «лишние» административные барьеры, но и принесут в бюджет дополнительные средства. По мнению экспертов и участников топливного рынка, последствия будут совершенно иными. Они ударят не только по нефтетранспортной отрасли, но и по карманам потребителей. Причем не только автовладельцев.
Виновником негативных последствий эксперты называют предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) изменить Правила подключения к нефтепроводам, которые станут выгодными только владельцам мини-НПЗ. Крупные НПЗ держат цены на бензин за счет высоких экспортных цен на мазут, а если стоимость мазута снизится из-за роста предложения со стороны «самоваров», то бензин взлетит в цене. Повышение расходов затронет не только автовладельцев, но и скажется на экономической ситуации в России, так как стоимость топлива заложена в стоимость всех товаров и напрямую влияет на рост инфляции.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба предлагает исключить из Правил подключения НПЗ наличие договоров с добывающими компаниями на гарантированную поставку сырья в течение трех лет с момента ввода НПЗ в эксплуатацию, а также включение завода в реестр Минэнерго. По мнению нефтедобывающих компаний, действующий сейчас порядок взаимодействия НПЗ с Минэнерго и «Транснефтью» является оптимальным для обеспечения открытости хозяйственной деятельности заводов.
Между тем существующие ограничения экспертами считаются необходимыми и оправданными. Так, например, в официальном письме, адресованном ФАС, от имени президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова говорится: «Подключение вновь построенных НПЗ должно производиться в соответствии с реалиями функционирования и развития ТЭК России». А с учетом реалий наоборот надо подумать об ужесточении требований к новым НПЗ. Например, предприятие должно обладать и мощностями по вторичным процессам переработки помимо наличия трехлетних контрактов на момент его пуска.
ФАС утверждает, что изменение Правил служит развитию конкуренции и в итоге снижению цен на топливо. Эксперты и нефтяники не согласны и с этим мнением. Зампред правления «Газпром нефти» Анатолий Чернер говорит: - Мощности переработки в РФ избыточны и нет необходимости стимулировать их расширение – часть продуктов (дизтопливо, мазут) уже не находят места на рынке и в большом количестве экспортируются, а в результате модернизации отрасли прогнозируется избыток и по другим продуктам (автобензин, авиакеросин).
Получив доступ к трубе, мини-НПЗ станут поставлять еще больше низкокачественных продуктов на экспорт, чем они в основном сейчас и занимаются, уверены эксперты.
Статистика тому лучшее подтверждение. На сегодняшний день лицензии на переработку нефти имеют 305 НПЗ. При этом в реестр Минэнерго включены только 64 предприятия! На каком сырье работают еще 241-го оставшихся, неизвестно. Зато, например, ежегодно «Транснефть» выявляет до 200 несанкционированных врезок в трубопроводы. Значит инициатива ФАС приведет к росту числа врезок!!!
И с этим согласны крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Стоит отметить, что подавляющее число российских мини-НПЗ не могут производить высококачественное моторное топливо. Глубина переработки на них не превышает 50%.
Мнимые надежды антимонопольщиков, аргументирующих этим свои инициативы, на перепрофилирование «самоваров» в современные нефтеперерабатывающие предприятия с глубиной переработки не ниже 70% не имеют под собой оснований. Стоимость инвестиций для строительства такого завода составляет около $1 млрд на каждый миллион тонн мощности по сырью. У мини-НПЗ, не входящих в структуру ВИНК, таких средств нет и не будет. «Самовары» предпочтут работать по отлаженной схеме - «портить» нефть, чтобы под видом мазута поставлять ее на экспорт.
Странные инициативы Федеральной антимонопольной службы чреваты тем, что они приведут к удорожанию топлива и появлению на рынке низкокачественного бензина. Более того, государству и бюджету будет нанесен ущерб из-за строительства ненужных нефтепроводов и усиления криминализации нефтяной отрасли, статистика по которой за последние годы и так не радует ни нефтяников, ни государство и правоохранительные органы.
Рик Санторум сошел с дистанции - интриги больше нет
Рик Санторум принял решение отказаться от участи в предвыборной кампании в Соединенных Штатах. По словам республиканца, отказ связан с семейными обстоятельствами. Рик Санторум был вторым наиболее веро ...
Британский премьер пригрозил Москве новыми антироссийскими санкциями
Несмотря на то, что еще недавно Великобритания вместе с другими государствами Евросоюза всерьез обсуждала возможность смягчения или отмены действия антироссийских санкций, сейчас британцы готовы удари ...
Затопленные дальневосточные регионы заново начинают жизнь
На Дальнем Востоке люди продолжают борьбу со стихией. На Камчатке введен режим ЧП. В поселке Соболевка и на ближайшей территории вода за пять часов повысилась на полтора метра, затопив несколько сотен ...
Началась эвакуация россиян из Непала
Из России в столицу Непала Катманду прибыли два самолета Ил-76 МЧС РФ, доставившие сводный отряд спасателей и кинологов. Это сводный отряд, состоит почти из сотни специалистов. Кроме того прибыли спе ...
По факту дачи взятки сотруднику полиции возбуждено уголовное дело
В Целинном межрайонном следственном отделе следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Калмыкия возбуждено уголовное дело в отношении жителя республики, подозрев ...