Большинство граждан России, опрошенных компанией SuperJob, считают, что "религия - это личное дело каждого".
Так ответили 53% респондентов. Еще 28% (то есть практически каждый третий) считают религию "основной частью духовной культуры человека и общества в целом". 15% называют религию "опиумом для народа и разновидностью бизнеса". 4% затруднились с ответом.
Директор департамента межнациональных отношений Минрегионразвития Александр Журавский объяснил эти результаты некой социальной парадигмой, сохранившейся в сознании россиян с советских времен. Она сводится к тому, что социальная функция религиозных организаций ограничена стенами храма. Приверженцами этой парадигмы остаются пожилые граждане и люди среднего возраста, пишет "Независимая газета".
Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви, объясняет полученные результаты несколько иначе. "Будучи предельно интимной частью человеческой жизни, религия одновременно является и всегда являлась колоссальной общественной силой потому, что религия - это то, что философы называют предельной идентичностью человека. Потому что все это соотносится с ценностной и нравственной системой координат, - говорит Легойда. - Мы сегодня наблюдаем некоторый разрыв между так называемой культурной религиозной идентичностью и собственной религиозной идентичностью. Иными словами, далеко не все те, кто относит себя к православным, к мусульманам и так далее, в своей жизни руководствуются теми постулатами, в которые, по их собственным словам, они верят". При этом, отмечает представитель РПЦ, есть еще и понятие "культурообразующей религии", то есть религии, которая легла в основу некой ценностной культурной системы той или иной страны.
При этом, по словам Александра Журавского, Россия остается светским государством, в котором религиозная принадлежность не может быть доминирующей идентичностью. Преобладать должна "гражданская идентичность". "
Журавский отмечает, что другие религии сосуществуют с исламской традицией на протяжении многих веков. Проблемы, с которыми Россия сталкивается сегодня, вызваны появлением нетрадиционных форм ислама в рамках традиционного контекста. Эксперт приводит в пример ваххабизм: "То, что является традицией, например, в Саудовской Аравии, Египте или Кувейте, в России традицией не было. Проблема конфликта традиции и религиозной инновации проецируется на общество. Впрочем, в российском обществе такое количество внутренней энергии, что оно сможет переработать и этот конфликт".
Петербургский суд посадил кошку под "домашний арест"
Петербургский суд урегулировал длившийся много лет конфликт между соседями по коммунальной квартире. Предметом спора питерцев стали привычка курить в помещении и путающаяся под ногами кошка, сообщает ...
В Киеве сняли клип по мотивам балета Константина Меладзе
В Киеве закончились работы над новым клипом, снятом по новому балетному проекту композитора Константина Меладзе «Великий Гэтсби». Съемки видео осуществляла международная команда, в которой присутствов ...
Экстремальный снегопад в марте проверил кровли на прочность
Ночью в Бронницах (Подмосковье) произошло обрушение кровли спортзала в школе №1 по адресу Комсомольский переулок, дом 60.Кровля рухнула под тяжестью снега по всей площади, треснуло перекрытие над шко ...