DataLife Engine > Интересные факты > Тайны Джоконды больше нет
Тайны Джоконды больше нет22 октября 2009. Разместил: demeo |
Тем, кто до сих пор еще озадачен таинственной улыбкой Моны Лизы, взирающей на нас сквозь столетия со знаменитого полотна Леонардо да Винчи, журнал New Scientist предлагает расслабиться.
По мнению журналистов, никакой тайны больше нет, наука окончательно ее раскрыла. Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский художник, изобретатель, анатом, скульптор, инженер и архитектор - написал этот портрет между 1503 и 1506 г. Предположительно на нем была изображена жена флорентийца Франческо дель Джокондо, в честь которой картина и получило свое имя. Джоконда все время кажется разной: только что ее лицо лучилось весельем - и вот уже в следующий миг она выглядит абсолютно серьезной. Это происходит потому, что наши глаза посылают в мозг противоречивые сигналы. Различные клетки сетчатки ответственны за передачу разного типа информации, поступающей в мозг как бы через разные "каналы". Каждый такой "канал" может кодировать данные, например, о размерах объекта, о четкости картинки, ее яркости или же местоположении в поле зрения. "Иногда один канал "одерживает победу" над другим, и тогда вы видите улыбку, однако когда преимущество получает иной канал, улыбка гаснет", - объясняет Луис Мартинес Отеро (Luis Martinez Otero), нейрофизиолог из испанского Института неврологии в Аликанте (Instituto de Neurociencias de Alicante), который проводил исследования вместе с Диего Алонсо Паблосом (Diego Alonso Pablos). Результаты представлены на ежегодной конференции Society for Neuroscience в Чикаго на этой неделе. Это далеко не первая попытка ученых объяснить воздействие шедевра Леонардо да Винчи на человеческую психику. В 2000 году Маргарет Ливингстон (Margaret Livingstone), нейробиолог из Гарвардской медицинской школы, активно интересующаяся историей искусства, показала, что улыбка Моны Лизы кажется более явственной при восприятии картины периферийным зрением. А при наблюдении через так называемое "слепое пятно", расположенное в центре глаза, эффект почти пропадает. А в 2005 году американская группа высказала предположение, что на способность замечать или не замечать улыбку Джоконды влияет случайный шум на пути от сетчатки к зрительной коре. Чтобы получить более полное представление о причинах исчезновения улыбки Моны Лизы, Мартинес Отеро и Алонсо Паблос изучали работу разных визуальных каналов, помещая добровольцев в различные условия и каждый раз опрашивая, видели ли они улыбку или нет. Прежде всего они просили посмотреть на картину с разных дистанций (при разном увеличении). Естественно, что издали испытуемые мало что замечали, а вот при приближении к картине (или же при ознакомлении с ее более крупными копиями) улыбка с большой вероятностью становилась заметной. Это означает, что клетки сетчатки, расположенные вблизи "мертвого пятна", столь же успешно передают информацию об улыбке, как и клетки, отвечающие за периферийное зрение. Затем группа Мартинеса Отеро занялась изучением влияния яркости освещения на наше восприятие улыбки Моны Лизы. Существует два типа клеток, ответственных за сравнение яркости объекта с его окрестностями: те, что возбуждаются только при освещении их центральной части (что позволяет нам видеть. например, яркие звезды в темную ночь), и те клетки, что активируются лишь тогда, когда их центры затемнены (это позволяет нам выделять отдельные слова печатного текста). Мартинес Отеро активировал тот или иной канал, показывая уже следующей группе добровольцев черный либо белый экран, ну а затем в течение 30 секунд - Мону Лизу. Добровольцы чаще видели улыбку после того, как смотрели на белый экран. Значит, в этот момент был отключен второй тип клеток, и именно первый тип несет ответственность за загадочную улыбку Моны Лизы. Еще группа использовала специальное программное обеспечение для отслеживания мест на картине, куда 20 добровольцев смотрели в тот момент, когда они видели и не видели улыбку. Выяснилось, что при обнаружении улыбки добровольцы как правило сосредоточены на левой стороне рта изображенной на картине женщины. |