DataLife Engine > Интересные факты > Не самолет, не пароход…

Не самолет, не пароход…


14 августа 2013. Разместил: demeo
Не самолет, не пароход… После долгого перерыва Россия возобновила испытания экранопланов. Над этим видом транспорта работают Иран и Китай.

А началось все еще в прошлом веке, когда американские спутники-шпионы увидели на побережье Каспийского моря нечто длиной 106 м, с размахом крыльев 42 м, Это нечто имело 10 реактивных двигателей и напоминало самолет. Американцы назвали этот объект «чудовищем Каспийского моря» и начали следить. «Чудовище» не был самолетом или судном. Это был экраноплан, созданный под руководством морского инженера Ростислава Евгеньевича Алексеева.

Алексеев давно заинтересовался возможностями увеличения скорости судов и понял, что один из путей сокращение соприкосновения с водой. Так родились суда на подводных крыльях. Позже Алексеев решил использовать эффект экрана, когда подъемная сила крыла резко возрастает вблизи поверхности, способной экранировать. «Чудовище», которое обнаружили американцы, имея вес 544 тонны развивал скорость свыше 400 км в час, а летать мог даже на высоте 5 метров над землей. И это при небольшом, по сравнению с самолетом, расходом топлива. Машина была неуловима для локаторов, а значит, абсолютно неуязвима для ракет противника, могла производить посадку где угодно. Правда, управление экранопланом отличалось от управления самолетом. Так в 1980 году при порыве ветра экраноплан стал терять устойчивость, пилот попытался набрать высоту и разбил машину. Экраноплан не самолет. Но и никакой самолет не смог бы сесть с отвалившимся хвостом. А это «чудовище» мог. Идею поддерживали высшие руководители Советской Армии и сам министр обороны Дмитрий Устинов. Он видел новинку в качестве машины для переброски десанта.

Экраноплан «Орленок» длиной 58 метров поднимался на высоту 300 метров. Ну а «Лунь» мог нести и запускать 6 противокорабельных ракет SS-N-22 Sunburn, его грузоподъемность была свыше 1000 тонн. Были построены один «Лунь» и 3 или 4 «Орленка», умер Устинов, все программы свернули. После распада СССР всем было не до экранопланов. Тогда даже на «Буране» поставили крест.

Стрессы, борьба за детище не прошли даром для конструктора Алексеева. В 1980 году он умер.
Сейчас о его творениях вспомнили. Может быть, теперь нижегородцы увековечат память гениального земляка, столь мало известного при жизни из-за сплошной секретности, окружавшей тогда имена всех, кто работал на «оборонку».

http://www.life-news.ru