DataLife Engine > Происшествия > У россиян блокируются карты
У россиян блокируются карты6 июня 2010. Разместил: demeo |
Отпускной сезон может принести владельцам банковских карт новые проблемы. Многие россияне уже сталкивались с блокировкой своих счетов в самый неподходящий момент.
Приостановка операций по карте часто происходит, когда владельцы находятся за рубежом, при этом банки не всегда считают нужным предупредить клиента о предстоящей блокировке, а иногда и вовсе забывают сообщить о том, что карта не обслуживается. О проблемах безналичного отдыха - материал корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова. Осипов: Банкоматы на каждом шагу, по всему миру, в каждом отеле. Казалось бы, привычные спутники туриста. Вставляем карту с намерением снять денег, но аппарат неожиданно выплевывает ее, сообщая, что карта недействительна. Ситуация, которая обескураживает, человек возмущается, потом теряется, не понимает, что делать, деньги вроде есть, и вроде их нет. Потом выясняется, что банк заблокировал карту, такие истории за время отдыха случались со многими. Екатерину неприятности настигли в Киеве. Радио "Вести ФМ" Екатерина: Вдруг карту заблокировали. Я звоню в "Раффайзенбанк", дозвониться очень тяжело, звоню за свой счет, мне отвечают, что когда вы были в Лондоне, вы расплатились в магазине, который считается неблагонадежным. Я спрашиваю, почему меня не предупредили, а мне говорят, что, оказывается, это прописано где-то в инструкциях, каким-то мелким шрифтом. Осипов: Оказалось, что банк припомнил давнюю операцию, счет заблокировали. Директор по информационной политике и связям с общественностью "Альфа-банка" Леонид Игнат уверяет, что такие случаи единичны, и экстренная блокировка возможна только в исключительной ситуации. Игнат: Без ведома клиентов это не делается, в нашей практике я не могу такое вспомнить, если платежная система информирует нас об угрозе, вероятность которой - 80 процентов и более, тогда мы может заблокировать, но в любом случае, мы отправляем СМС. Осипов: Истории клиентов показывают, что банки далеко не всегда спешат поговорить с владельцем карты, даже когда спешить вроде бы некуда. Вот еще одна история, рассказанная в интернет-дневнике другой пользовательницей. "У меня заблокировали банковскую карту, о чем мне радостно сообщили в СМС. Естественно, звоню в банк со вполне логичным вопросом. И получаю ответ: "В 2008 году в Европе была зафиксирована попытка несанкционированного доступа к вашей карте, а поскольку мы беспокоимся о безопасности, карту мы вам заблокировали, сейчас, в конце 2009-го". Осипов: То есть прошел год, банк опомнился и заблокировал счет. Правда, банкиры оправдываются, перекладывая ответственность на платежные системы. Это Visa или, к примеру, American Express определят степень риска и информируют банк об опасности, то есть решение принимают не банкиры. А подозрение вызывает что угодно, поясняет начальник отдела пластиковых карт "Металлинвестбанка" Светлана Давыдюк. Давыдюк: Вообще платежные системы уже давно систематизировали мониторинг, там очень много данных, к примеру, если человек переезжает из страны в страну и там много транзакций, то операция попадает в список подозрительных и нам приходит сообщение, что обнаружена такая операция. Осипов: Самое неприятное заключается в том, что владельца карты часто просто ставят перед фактом - обслуживание прекращено. Иногда доходит до массовых блокировок, как было в начале этого года. Тогда за любовь к безналичным расчетам поплатились многие туристы, отдыхавшие летом и осенью в Европе. Оплата услуг в некоторых отелях и магазинах была признана рискованной. Сотни, а, по некоторым данным, и тысячи человек вынуждены были перевыпустить свои карты. Это стало своего рода итогом сезона 2009. Сейчас начинается новый сезон риска. Кто-то может столкнуться с проблемами уже сейчас, у кого-то все еще впереди. Сомнительными могут признать совершенно разные операции. Серийные блокировки, как правило, происходят после хакерских атак на базы данных отелей, магазинов и банков. Но иногда и клиенты проявляют излишнюю доверчивость. К примеру, живописная картина: Иордания, пустынное ущелье, столик с бедуинскими украшениями, рядом торговец-араб с картонкой, на которой нацарапано Visa, MasterCard - неплохая реклама для платежных систем, но вменяемому туристу вряд ли придет в голову доверять пластик подобному продавцу. После такого безналичного расчета можно не удивляться, когда карту заблокируют. Группу риска нам представляет Леонид Игнат. Игнат: Конечно, не стоит расплачиваться в небольших лавках в Европе, если мы говорим о ресторанах, то расчет происходит возле столика - приносят специальные машинки и списывают деньги. Общее правило, что нельзя отдавать карту, чтобы ее прокатывали где-то в задней комнате. Тогда возможны и повторные списания и что угодно. Осипов: Бывают и более экзотические ситуации, в которые попадают даже люди, казалось бы, знающие и опытные. Эксперт Ассоциации индустрии безопасности Александр Крылов сам как-то остался денег за рубежом, правда, история уже давняя. Крылов: И никакого предупреждения не было. Во-первых, это было давно, и тогда культура общения между клиентом и банком еще только формировалась, но тогда карта была заблокирована просто потому, что банк рухнул. Осипов: Главная проблема владельца заблокированной карты в том, что если он оказался за рубежом, ему просто негде найти денег. А если счет мобильного телефона не пополнен заранее, то и дозвониться в банк, чтобы реанимировать карту, будет непросто. Отсюда вытекают простые житейские мудрости, которые нам напоминает Крылов. Крылов: Надо иметь телефонную связь с банком, и на время поездки не класть все яйца в одну корзину. Надо иметь что-то в наличии, что-то на карточке, и желательно еще и вторую карточку. Осипов: Пластик давно перестал быть признаком богатства, карты сейчас есть и у студентов, и у пенсионеров. Но легкое недоверие к безналичным технологиям, уже, казалось бы, пережитое россиянами, все равно сохраняется. Независимо от баланса карты, предусмотрительные туристы все равно предпочитают иметь запас старых добрых наличных, которые никто и никогда не заблокирует. |